Мысли вслух ...


ДИРЕКТОР - ЭТО ПРОФЕССИЯ ИЛИ ЖИЗНЬ ...
Позади 35 лет педагогической работы, и оглядываясь назад, хочется сказать всем моим коллегам и ученикам, с которыми нас соединила судьба, огромное спасибо за эту прекрасную прожитую школьную педагогическую жизнь.
А «пробы» на педагогическую выносливость были взяты еще в средней школе - интернат № 14, когда я маленькая девчонка стала вожатой звездочки в подшефном втором классе. Сколько праздников мы провели! Сколько литературных встреч! Сколько стихов перечитано, сколько песен перепето! Вот тогда и открылось мое призвание, и заговорило во мне желание помогать малышам, безгранично любить их, защищать их, постоянно учиться и передавать свои знания.
А дальше решила, что закончу 9 классов в школе № 61, поступлю в педагогическое училище и вернусь в школу. Это желание жило во мне, и отказываться от него я не хотела. Но мои родители не поверили мне и сказали: «Закончишь десять классов, и если эта блажь в тебе не пройдет, то поступай в педагогический». Они знали из жизненного опыта, что будет нелегко. Но «блажь» не прошла, а только укрепилась.
Когда я поступала в педагогический институт, то я не думала на какой факультет: все предметы шли ровно. Хотела на математический, но боялась сдавать физику. У нас был очень требовательный, замечательный педагог Басаргин Юрий Васильевич. С теорией было все нормально, но задачи не давали покоя, и я побоялась: вдруг не справлюсь. С литературой и русским языком дела обстояли нормально, благодаря моей прекрасной учительнице Вороновой Ираиде Викторовне, и я решила поступать на факультет русского языка и литературы. Помню, когда пошла на экзамен, то родителям сказала, чтоб в 12 часов меня ругали (буду сдавать сочинение), а сама в 12 – была уже дома. И ни о каких репетиторах мы не думали, учили все сами под руководством наших учителей и сдавали в институты, и были уверены в своих знаниях. Литературу и русский я сдала на пятерку, а дальше зачисление, и я в педагогическом.
Учеба в институте шла по-разному, но было интересно учиться. И главное было, у кого учиться: Лосев Борис Исаевич. Весь курс был влюблен в его неугасаемый оптимизм, жизнелюбие, энергию, талант руководителя, наставника и был покорен ему. А Лейдерман Наум Лазаревич… (писала курсовую под его руководством, и очень благодарна ему за науку), строжайший преподаватель и замечательнейший человек, и многие другие.
Окончание института. И вот отдел образования Октябрьского района, куда я пришла устраиваться на работу, так как жила в этом районе. Встретила меня заведующая районо Дебердеева Зинаида Федоровна. Внимательно осмотрев меня, начала задавать вопросы, открыла диплом, приложение к нему, а я сидела, вся дрожа от нетерпения, какое же примет она решение. Сначала было предложение учителем русского языка и литературы в школу № 40, а затем вдруг сказала: «Так, в 15-ую организатором внеклассной и внешкольной работы.., ничего справишься, я верю в тебя». Мы с Зинаидой Федоровной потом встретились в 39 школе, правда, она была прекрасным учителем, а я назначена была на должность директора, и опять добрым советом она мне помогла. Спасибо ей за все.
И вот я в школе № 15. Очень трудно было; и первые уроки, и первые мероприятия, и первые сложности в работе учителя. Не все легко давалось. Дети разные, семьи разные, решения тоже приходилось принимать разные. Одно учительское правило руководило мной всегда: ругай любя, и во всех ситуациях оставайся человеком, безвыходных не бывает, думай, ищи варианты.
Затем переезд, и я в своей любимой школе 61, где училась сама, учились мои дети, где проходила педагогическую практику, и вот я вернулась в свою школу учителем. Меня встретили мои учителя, очень хорошо приняли, и я никогда не пожалела, что стала учителем. Это они вселили в меня надежду, и я стала уверенней в работе. Постоянно вспоминаю слова моего учителя, классного руководителя Ялуниной Анастасии Андреевны: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Я влилась в очень дружный педагогический коллектив (под руководством Шубина А.Г., затем с 80-го года директором был Новик Виталий Борисович), где все друг друга поддерживали, всегда приходили на помощь, если было трудно и невмоготу. И такое тоже бывает, что скрывать. Мне повезло на учителей, моих друзей, было у кого учиться понимать и принимать учительский труд. Мой комсомольский наставник, Басаргина Люция Ильинична (я была секретарем школьной комсомольской организации), Балакина Любовь Ивановна (учитель географии), Комбарова Людмила Леонидовна (учитель математики), Луконина Валентина Петровна (учитель французского языка), Тихонова Мира Ивановна (учитель русского языка и литературы), Скибицкая Елена Демьяновна (учитель английского языка), Ефремова Людмила Григорьевна (зам. директора), Гурьева Раиса Андреевна (зам. директора), Григорьева Наталья Аркадьевна (учитель начальных классов) и многие, многие другие, кто помог мне разобраться в себе, и решить остаться учителем навсегда. Конечно, некоторых уже нет в живых, но память о них живет в душе и в сердце моем. И все, кто знает этих людей, всегда будут им благодарны.
И начались учительские будни. Профессия учителя забирает все у тебя, ты просто живешь в ней, в детях. Даже в выходные, все время думаешь о детях, и не только о своих, но даже чаще о чужих. Световой день заканчивался, и начинался у меня «второй световой учительский день». После 9 часов вечера, когда мои дети уложены спать, и все домашние дела переделаны, дом наполнялся тишиной и был предоставлен мне и моей работе. Здесь и проверка тетрадей, и написание учебных планов и конспектов уроков, и подготовка очередного сценария для праздника, и анализ проведенных контрольных работ, и многое другое. Я начинала общаться с учениками, но как? Конечно, через тетради. Затем назначение на должность заместителя директора. И я в ответе не только за детей, вот и учителя становятся моими учениками, и мне приходится много читать, чтоб помочь моим коллегам в решении некоторых вопросов. Это большая внутренняя работа и большая ответственность.
Вот так день за днем и проходит учительская жизнь. Когда вспоминают об учителе? Кажется редко, очень редко: в День Знаний, День учителя и все. Нет, я думаю, всегда в памяти учеников имя своего учителя. Вот уже дети моих учеников отучились теперь в моей 39. Но до сих пор звонки и встречи с Лариской Мазиловой, с Ольгой Богачевой, Вовкой Яшиным, Сережкой Бондаренко (а им уже по 40 лет) и со многими моими дорогими моему сердцу учениками, дают заряд бодрости и энергии и уверенности в том, что правильно поступила, что стала учителем. Очень интересны письма из армии, которые они мне писали, а я сидела ночами и отвечала, рассказывая о школе, об учителях, о праздниках, которые проходят в классах. Некоторые мои ученики, к сожалению, по нелепой случайности, ушли уже из жизни, но я их люблю, скорблю и помню: Костю Мухина, Ларика Губина, Сережку Круглова. Замечательные мои мальчишки…
Последний звонокВ сентябре 2010 прошло собрание с родителями будущих первоклассников, линейка, посвященная Дню знаний. И опять встречи со своими учениками, и вопросы («А вы меня узнали?»), и обещания уже учеников-родителей («Обещаю: моего не будете вызывать так часто в кабинет, как меня»). Или называют фамилию и заглядывают в глаза, а имя у меня само вылетает. А они поражаются - вот это память. Как же их забудешь... Сколько классных и домашних работ проверено, сколько ошибок исправлено, сколько бесед о жизни переговорено, а может, пришлось и поругать, и применить мое главное учительское правило...
Учила детей, но постоянно училась сама. Сдала кандидатский минимум, но дописать диссертацию не хватило времени. И вместе с тем, никогда у меня не было в мыслях сменить профессию.
Сегодня я работаю директором в 39. Трудной, непоседливой, талантливой гимназии. Это маленькое приветливое старенькое здание (а ему уже более 70 лет), неприметное среди листвы, не дает покоя мне. Сегодня, да и не только сегодня, а вот уже пятнадцать лет решаем главный вопрос по строительству здания. Скорей бы решился этот вопрос!
Когда я была назначена директором в 1995 году, первое, что сделали, - это установили светофор на перекрестке улиц Авиационная - 8 Марта. Обезопасили подходы к школе. Затем стали решать вопросы с улучшением материальной базы, изменили содержание преподаваемых предметов, внеклассную работу, расширили контакты с нашими коллегами во Франции, создали международный проект, по которому работает и сегодня наша гимназия, устанавливая связи с новыми колледжами и лицеями Франции, расширяя карту контактов с заграницей. И жизнь пошла по-другому. Поездки во Францию, приемы детских французских делегаУчастники областного семинара ций, педагогов из Франции, стажировки учителей и учеников, выступления на международных конференциях, открытие билингвального отделения и многое другое. Уже учительский световой день оканчивался далеко за полночь. Чаще возникали вопросы, а вот ответы давались сложнее.
 Сколько милых мальчишек и девчонок живут сегодня во французской гимназии. Сколько интересных школьных традиций создаются и существуют сейчас, наряду с теми, которые были созданы давным-давно.  
Дети, милые дети, как я рада вашим незатейливым вопросам и предложениям. Улыбаюсь, вспоминая ситуацию: входит первоклассник в кабинет директора и серьезным голосом говорит: «У меня проблемы, директор!». И начинаешь решать его проблемы, которые для нас взрослых, конечно, это уже давно решенные проблемы. В школе тишина, дверь директорского кабинета открыта, и забегает малыш и кричит: «До свиданья, директор!» Удивительно, не забыл попрощаться первоклашка, но, я думаю, имя выучит, еще впереди целая жизнь - в десять лет.
 70-летие гимназииИ, каждое утро, подходя к зданию школы, я говорю: «Доброе утро, Мадам Гимназия»!! Вокруг тебя дома-великаны, строительство станции метро, огромнейший Мегаполис, и ты стоишь такая маленькая, хрупкая, женственная, но вместе с тем ты и сильная, и могучая, и крепкая, и славная! Славишься ты своими учениками и учителями, которыми наполнены классы, коридоры нашей гимназии!
 
Так давайте все вместе поприветствуем их и скажем: «Доброе утро, МАДАМ ГИМНАЗИЯ!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий