Мои публикации

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Тезисы IV городских педагогических чтений
г.Екатеринбург издательство Дома учителя. 1998 г.




Приложение к журналу "Директор школы"
№1 от 1999 г.

Н.Н Стихина "Оценка профессиональной деятельности учителя"

Журнал "Директор школы"
№5 1999
Н.Н. Стихина "Традиционность, стабильность, консерватизм"




 Директор МОУ-гимназии №39 
          Стихина Наталья Николаевна

         Создание управленческой команды

            «Существует нечто гораздо более редкое, чем способности.
            Это способность распознавать способности» (Роберт Хаф)

         Отличная команда администраторов - это залог большого  успеха в работе. Найти, пригласить, заинтересовать, увлечь…Очень трудно создать команду профессионалов, которая  представляет учебное заведение.  Я всегда искала заместителей в коллективе учителей, которые знают особенности нашей гимназии, педагогического коллектива.
         Когда я пришла в школу (а это было 14 лет назад), пригласила учителей, мысли которых, мне показалось, совпали с моими. Они работали учителями и возглавляли один из разделов управленческого направления. При подборе команды я всегда руководствовалась пятью правилами:
* помочь управленческой команде испытать успех, поверить в свои силы;
* укрепить доверие друг к другу,  прежде всего, к директору,
* культивировать чувство принадлежности к команде, активно привлекать ее к общекомандным мероприятиям,
* заботиться о том, чтобы принадлежность к команде доставляла радость и отвечала стремлению к престижу,
* поддерживать веру в реальность стоящих перед управленческой командой целей.
          Мы начали работать, но не все и не всегда рассчитывали свои силы, возможности. После нескольких лет работы в управленческой команде, некоторые  ушли на повышение, а некоторые административной работой больше не интересовались.
         Как же шел подбор кадров? Начиналось с беседы. Я рассказывала насколько это интересная работа, какую она доставляет радость при общении с учителями и детьми, конечно, говорила всегда о трудностях в работе. Ответственность за работу учителей ложится и на плечи завучей. О работе заместителя директора я знала как нельзя лучше. Сама проработала 9 лет завучем, 4 года руководителем школьного методического объединения. 
         Вела беседу с теми людьми, которые имели опыт работы учителем, были профессионалами своего дела, не были равнодушными к результатам работы коллектива, всегда болели душой за своих коллег. Вопросы были разные, например: какие ваши первые действия  при вступлении в должность(цели, приоритетные направления  вашей работы), какие вы видите сильные и слабые стороны в своей работе, умеете ли вы работать в команде (навыки общения, ясность выражения, дисциплинарные навыки, гибкость, и т.д.), кого бы вы взяли с собой в разведку из коллектива учителей, почему?, какими техническими средствами обучения вы пользуетесь, расскажите о здоровье, о семье и т.д. Всегда приводила слова писателя Д. Гранина, говоря о кадровой работе завучей, ваш  «талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают».
         Обо всех моих помощниках я могу сказать только теплые слова: мы работали в одной команде, хотя и были порой разногласия, но мы  приходили к единому мнению и всегда искали выходы из создавшихся ситуаций. Я думаю, когда происходят споры при решении какой-либо проблемы, то обязательно в дискуссии будет сформулировано то, мудрое зерно, которое необходимо было всей команде. Естественно, за принятие решения несет ответственность директор гимназии, выслушав все мнения управленческой команды.
         Конечно, управленческая команда оперативно работает, когда все понимают значимость, важность целей и задач, над которыми работает образовательное учреждение, на выполнение которых и настроена управленческая команда. Совместное обучение команды, административные еженедельные планерки, корпоративные тренинги, проводимые совместно с преподавателями УрО РАО,  и помогли сплотить коллектив, изменить способы восприятия друг друга и решить самые трудные проблемы нашей гимназии при проведении процедур лицензирования и аттестации гимназии.
         Предпочтение в создании управленческой команды я отдаю корпоративным тренингам.
         Почему именно им? Неужели можно за короткий период пришедшим со стороны специалистам перевоспитать зрелых людей, имеющих большой опыт? Или они использовали методики зомбирования? Или внушили идеологию сплоченной командной работы?..
         Разумеется, нет. Содержание тренинга строилось на моделях и инструментах стратегического управления (навыки стратегического анализа и планирования), известных во всем мире, а процесс был продуман исходя из особенностей управленческого коллектива. У тренинга был замысел, сценарий, рассчитанный ведущими по минутам. Процесс был построен технологично. В технологию были заложены гуманитарные ориентиры: изменения в состоянии управленческой команды происходили на основе активного участия самих людей. Технология тренинга имела признаки гуманитарной технологии.(Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига, 1999; Кларин М.В.Корпоративный тренинг: от А до Я. М.: Дело, 2002 ) Итог работы: команда была подготовлена к конструктивному диалогу с педагогическим коллективом и к вариантам развития возможностей гимназии.
         Обычно, я делаю краткую презентацию: анализ работы в гимназии, обзор основных направлений, расчет возможных альтернативных действий команды, вопросы по приоритизации  стратегических целей. Затем идут бурные обсуждения, предложения, уточнения по возможной стратегии гимназии. 
         Не только обучением ограничиваемся при создании управленческой команды. Это комплексная работа, которая включает:
* анализ потребностей гимназии в развитии;
* разработка тренингового предложения, согласование замысла предстоящего тренинга;
* создание программы обучения и подготовку учебных материалов;
* проведение обучения-тренинга;
* оценку и возможное последующее сопровождение результатов тренинга (повторный анализ потребностей гимназии и т.д.)
          Анализ потребностей управленческой команды выявил основную  потребность: диалог с членами команды и преподавателями. Работа над конкретными планами работы каждого члена команды и выработка управленческих решений. Секрет действенности тренинга включение учебной работы в контекст системных изменений в гимназии, причем таких изменений, которые проводятся с участием самих участников тренинга. Иначе говоря, залог результативности – в гуманитарном характере использования тренинговой технологии. Тренинг помогает:
* развивать сплоченность управленческой команды на ясной деловой основе,
* готовить конструктивный диалог между членами управленческой команды,
* готовить планы развития всех членов управленческой команды,
* разрабатывать планы действий,
* проводить управляемые организационные изменения и т.д.
         Сегодня администрация в гимназии молодая, но в составе ее те, кому интересна эта работа, кто полон энергией, кто может помочь отстающему, подбирая интересную литературу, примеры из жизни более опытных педагогов. Создан безбумажный документооборот строгой отчетности в единой локальной образовательной сети. Оснащение современным компьютерным оборудованием смотивировало повышение компьютерной грамотности педагогического коллектива.    В гимназии организованы курсы повышения квалификации. Более опытные учителя и молодые учительницы становятся учителями учителей. Педагогические советы с использованием современных информационных, телекоммуникационных технологий стали более продуктивными и эффективными. Результатом работы стало самообразование учителей, применение компьютеров на уроках, использование мультимедийных проекторов, интерактивных досок, мобильных классов, интернета. Сайт, сделанный сотрудниками нашей гимназии, его пополнение, проведение форумов на нем, и  использование электронной почты - это вошло в нашу повседневную жизнь.
         И завершая статью, хочется привести  одну истину российского востоковеда В. Борисова, которая настолько популярна, что не требует комментария: «Надо верить, что ты много можешь,- тогда многое станет возможным».


Н.Н.Стихина, 
директор МБОУ-гимназии №39

Н.Н.Стихина, 
директор МБОУ-гимназии №39

Н.Н.Стихина, 
директор МБОУ-гимназии №39
Материалы II Международной научно-практической конференции "Педагогические технологии в современном образовании" от 16 июня 2014 г.

Н.Н.Стихина, 
директор МБОУ-гимназии №39

Н.Н.Стихина, 
директор МБОУ-гимназии №39

Комментариев нет:

Отправить комментарий